| ||||
Вертикальное панорамирование звука... Согласитесь, звучит абсурдно - ведь уши расположены, скорее, в плоскости “лево-право”, чем “верх-низ”. Итак, предлагаю вам прослушать пример # 1 через свои мониторы. Пример # 1: Спички Мда..., слушаем вложенный звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх: и не слышим ничего особенного - ну трясут коробок перед микрофоном, ну меняется громкость - а волшебство то где? Волшебство появляется чуть позже, когда начинаем прослушивать запись в наушниках... Дело в том, что для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, мониторы не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план. Что происходит в этом аудио треке? Человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева… и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках! Не верите? - Послушайте! Голофоническая (Holophonic) запись получила известность благодаря аргентино-итальянскому исследователю в области звуковых волн Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. В отличие от классической теории пространственной локализации объекта на основании разности длины звуковой волны, поступающей в левый и правый слуховые органы, Хьюго Зукарелли считает, что наши органы слуха не только принимают звуковые волны, но и создают их (принцип схож с локализацией объектов летучими мышами). Хьюго Зукарелли научился записывать разность резонирующих частот (или что-то в этом духе - он так и не поделился своими технологиями, даже теоретически не намекнул, что использовал) собственной звуковой волны органов слуха и воспринимаемого объекта. Обязательным условием реалистичного восприятия является прослушивание в стереонаушниках, так как разность звуковых волн также влияет на трёхмерное восприятие Принцип голофонической (холофонической) записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами? Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука. Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё один звуковой пример # 2 – женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ: Пример # 2: Шёпот Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров: Во-первых, множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию. Во-вторых, заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам. И, в-третьих, ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей. Neumann KU100 Dummy Head Пример # 3: Виртуальная парикмахерская Пример # 4: Колокольчик Примечательно, что холофоническое звучание используется и в музыкальных композициях некоторых исполнителей: Pink Floyd - “The Final Cut”, Harvest/E.M.I, (1982) Roger Waters - “The Pros and Cons of Hitchhiking”, Harvest, (1984) Psychic TV - “Dreams Less Sweet”, Some Bizzare (1983) Ottmar Liebert & Luna Negra -”Up Close: the Fritz Files” Прослушать характерные примеры голофонической записи предлагается на сайте https://www.acousticintegrity.com/acousticintegrity/Sound_Samples/Sound_Samples.html Голосов: 54, Просмотров: 11800, Комментариев: 2 | ||||
Комментарии: | ||
2010-04-08 16:57:14 » Semen | ||
Сначала я не понял в чем изюминка этого прослушивания пока не одел наушники!То что я услышал было поразительно:не верите сами попробуйте,я тоже сначала не верил! | ||
2016-06-01 11:25:47 » Владимир | ||
Вот это да, класс, я о таком даже не догадывался, супер! | ||
|