Музыкальные термины и понятия, начинающиеся на М
Музыкальный словарь / Энциклопедия музыки
A B C D E F G H J K L M N O P Q R S T U V W X

Мадригал (ит. madrigale) европейская многоголосная светская песня XVI века, изысканного характера, обычно любовного содержания.

Мажор и минор термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.

Мазурка (от польск. mazur - житель Мазовии) польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным ритмом; размер 3/4.

Мануал клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.

Марш (фр. marche - ходьба, шествие) жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. Марш бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.

Медианта III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.

Медные духовые инструменты духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.

Мейстерзингеры (нем. Meistersinger - мастер пения) в средневековой Германии (XIV-XVII века) цеховые музыканты.

Мелизмы (украшения) 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.

Мелодекламация (от греч. melos - песнь и лат. declamatio - декламация) выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.

Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодрама (от греч. melos - песнь и drama - действие) 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.

Менуэт (фр. menuet) старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.

Месса (фр. messe, лат. missa) крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-солистов, написанное на религиозный латинский текст. Месса - то же, что католическая обедня, литургия.

Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то же, что альт.

Миниатюра (ит. miniatura) небольшая оркестровая, вокальная или инструментальная пьеса.

Модальность способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).

Модулятор ( Modulator )    — Устройство для модуляции параметров

Модуляция ( Modulation, Mod )    — Изменение к-л. параметра по определенному закону

Монолог (от греч. monos - один, речь, произносимая одним лицом) в музыке - одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. Монолог, как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.

Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Музыкальная драма первоначально то же, что опера. В распространенном значении - один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.

Музыкальная комедия то же, что оперетта.

Мэшап ( мэш-ап, mash-up, mashup )    — Музыкальная композиция, полученная путём смешивания вокала одного трека с музыкой другого трека.

© FDSTAR, 2007-2024. При использовании материалов - прямая ссылка на FDSTAR.COM обязательна. 0,0038 секунды