Музыкальные термины и понятия, начинающиеся на К | ||||
Кабалетта (от ит. cabalare - фантазировать) небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера. Каватина (ит. cavatina) разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов. Каданс завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный (субдоминанта – тоника). Каденция в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя. Камерная музыка (от ит. camera - комната) музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах. Канал ( Channel ) Дорожка в секвенсере или выход на звуковую колонку Канон (греч. kanon - правило, образец) род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией. Кант (от лат. cantus - пение) в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные Канты бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств. Кантата (от ит. cantare - петь) большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров - арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории Кантата отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета. Кантилена (лат. cantilena - распевное пение) широкая певучая мелодия. Канцона (ит. canzone - песня) старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии - название инструментальных пьес певучего лирического характера. Канцонетта (ит. canzonetta - песенка) маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера. Картина 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки. Кастрат мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко. Квартет (от лат. quartus - четвертый) оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников. Квартоль деление ритмической доли на четыре равные части. Квинтет (от лат. quintus - пятый) оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников. Квинтоль деление ритмической доли на пять равных частей. Клавесин струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны. Клавикорд небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук. Клавир (сокр. нем. Klavierauszug - фортепианное извлечение) переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также оперы, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий). Кластер диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков. Ключ 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента. Ключевые знаки бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор Кода (ит. coda - хвост, конец) заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ. Колоратура (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями. Колорит (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств. Колядка общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года). Композитор (лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) автор музыкального произведения. Композиция (лат. compositio - составление, расположение) 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение. Компрессор ( Compressor, компрессия ) Консонанс созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей. Контральто (ит. contralto) самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт. Контрапункт (от лат. punctum contra punctum - точка против точки, то есть нота против ноты) 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, что полифония. Контраст (фр. contraste - противоположность) яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный Контраст осуществляется при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных и иных противопоставлений. Контрафагот большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота. Контртенор очень высокий мужской голос (выше тенора). Концерт (от лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии. Концертино в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo. Концертмейстер 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах. Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) момент высшего напряжения в музыкальном развитии. Куплет (фр. couplet - строфа) повторяемая часть песни. Купюра (фр. coupure - вырезка, сокращение) сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опере - сцены, картины или акта. | ||||
|