Термины в программах для создания музыки Литература » Статьи

Термины в программах для создания музыки (Термины и сокращения)


Здесь собраны слова, аббревиатуры и термины, которые чаще всего используются в музыкальных редакторах.



Английский индекс

A   B   C   D   E   F   G   H   I   J   K   L   M   N   O   P   Q   R   S   T   U   V   W   X   Y   Z  

Русский индекс

А   Б   В   Г   Д   E   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  



Английский индекс



A


Аcoustical spectrum - см. акустический спектр.
Acoustincal wave - см. звуковая волна.
ADPCM - Adaptive Delta Pulse Code Modulation - адаптивная импульсно-кодовая модуляция. Способ цифрового кодирования сигнала при помощи записи приращения значений амплитуд.

B


Bitrate - количество бит, используемых для хранения одной секунды аудио в потоке данных. Термин чаще применяется в отношении закодированных аудио данных.

C


Channel - см. канал.
Chorus - от англ. "хор", эффект звучания, названный так потому, что в результате его применения звучание исходного сигнала превращается в звучание подобное хору, то есть "размножается". В общем случае эффект достигается путем наложения на сигнал нескольких его копий, сдвинутых во времени.
Codec - COder/DECoder - кодер/декодер. Программный или аппаратный блок, предназначенный для кодирования/декодирования данных.
Сontinuous spectrum - см. непрерывный спектр.
Сontinuous noise - см. непрерывный шум.
Compressor - см. компрессор.
Covox - небольшое устройство, подключаемое к параллельному порту компьютера и предназначенное для воспроизведения звука через усилитель или наушники.
Cycle - см. цикл.

D


Dithering - Искусственное подмешивание к звуковому сигналу псевдослучайного белого шума, результатом чего является рассеивание шума квантования по спектру сигнала.
Distortion - ("искажение", англ.), эффект звучания, основанный на использовании амплитудной модуляции. Фактически это замена одних значений амплитуд сигнала другими значениями. За счет переусиления, когда происходит срезание верхушек входного сигнала, можно получить, например, классический вариант гитары heavy metal (то есть сигналу придается скрежетание или своеобразная "хрипота"). Применение такого эффекта приводит к довольно резкому искажению входного сигнала (в зависимости от глубины модуляции), в результате чего сигнал становится похож на прямоугольный, и как следствие происходит расширение спектра сигнала. Классический механизм получения эффекта состоит в следующем: входной сигнал смешивается с его копией, подвергнутой преобразованию в блоке амплитудной модуляции, который имеет два уровня сигнала: пороговый и верхний. Если амплитуда входящего в блок сигнала не превышает порогового уровня, то сигнал проходит на выход блока без изменений. Если же амплитуда сигнала выше порогового уровня, то блок усиливает такой сигнал до верхнего уровня.
DMA  - Direct Memory Access. См. прямой доступ к памяти.
DSP - Digital Signal Processor. См. цифровой сигнальный процессор.
Duplex - cм. дуплекс.
Dynamic range - см. динамический диапазон.

E


Echo - см. эхо.
Emulation - cм. эмуляция.
Emulator - cм. эмулятор.

F


Fader - см. фэйдер.
Flanger - см. флэнжер.
Frequency - см. частота.

G


GM - General MIDI. Основополагающий MIDI-стандарт, разработанный фирмой Roland.
GS  - General Synth. MIDI-стандарт, разработанный фирмой Roland как продолжение GM.

H


HRTF - Head Related Transfer Function. Специальный алгоритм преобразования звукового сигнала, учитывающий особенности восприятия звука слуховым аппаратом человека. Используется в различных технологиях создания объемного звучания.

I


Interpolation  - cм. интерполяция.
IRQ - сигнал от устройства (например, от клавиатуры или звуковой карты), указывающий на то, что устройство требует задействования центрального процессора. Сигналы IRQ передаются по IRQ-линиям, которые объединены в Программируемый Контроллер Прерываний (Programmable Interrupt Controller, PIC)

J


Jitter - шум, возникающий при оцифровке звукового аналогового (проигрывании цифрового) сигнала как следствие нестабильности (неточности) времени выборки отсчетов АЦП (ЦАП).

K



L


LSB - Младший (наименее значащий) бит (иногда встречается применительно к байту).

M


Microphone - см. микрофон.
MIDI - Musical Instrument Digital Interface. Спецификация, включающая стандарт на программную и аппаратную части; предназначенный для организации локальной сети электронных инструментов.
MIDI In - вход MIDI-устройства.
MIDI Out- выход MIDI-устройства.
MIDI Thru - ретрансляционный выход MIDI-устройства (служит для ретрансляции поступивших MIDI-команд другим устройтсвам).
MIDI-данные - последовательность MIDI-сообщений или событий.
MIDI-контроллер - устройство, предназначенное для генерирования MIDI-сообщений и не содержащее средств синтеза звука.
MIDI-оператор - генератор сигнала в совокупности с управляющей схемой.
MIDI-стандарт - для всех устройств, выполненных в соответствии с этим стандартом, устанавливает соответствие номеров инструментов и самих инструментов (тембров), а также требования к голосам, каналам, контроллерам и воспроизведению.
Mixer - см. микшер.
MPEG - Moving Pictures Experts Group. Группа экспертов, занимающаяся разработкой алгоритмов кодирования мультимедиа информации. Также, набор стандартов кодирования (сжатия) аудио- и видео информации в цифровом виде.
MSB - старший бит или старший байт.

N


Noise - см. шум.

O


Oscillation - см. колебание.
Oversampling - см. передискретизация.

P


PAC - Perceptive Audio Coding. Алгоритм кодирования (сжатия) цифровых аудио сигналов, основанный на психоакустическом анализе.
Panning - см. панорамирование.
Phaser - см. фэйзер.
Phon - см. фон.
Pitch - см. высота звука.
PCM - Pulse Code Modulation. Способ цифрового кодирования сигнала при помощи записи абсолютных значений амплитуд.

Q



R


Resonance - см. резонанс.
Reverberation - см. реверберация.
Reverberation time - см. время реверберации.

S


Sample - см.. сэмпл.
Sone - см. сон.
Sound - см. звук.
Sound editor - см. звуковой редактор.
Spectrum - см. акустический спектр
Stream playback - см. потоковое воспроизведение.
Streaming - см. потоковое воспроизведение.
Synthesizer - см. синтезатор

T


Tracker - см. трекер.
Tracker module  - см. трекерный модуль.
TwinVQ  - алгоритм кодирования (сжатия) цифровых аудио сигналов, основанный на психоакустическом анализе.

U


UART - Universal Asynchronous Receiver/Transmitter. Универсальный асинхронный приемо-передатчик (интерфейс).

V



W


Wave length - см. длинна волны.

X


XG  - extended General. MIDI-стандарт, разработанный фирмой Yamaha.

Y



Z



Русский индекс



А


Абсолютная кодировка сигнала - представление сигнала в виде численных значений его амплитуды, взятых с определенной частотой.
Акустика - общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.
Акустическая волна - см. звуковая волна.
Акустический спектр звука - совокупность синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд и частот этих составляющих. Акустический спектр звука (acoustical spectrum) - совокупность синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд и частот этих составляющих.
Амплитуда - наибольшее отклонение колеблющейся по определенному закону величины от среднего значения или от некоторого значения, условно принятого за нулевое; значение величины сигнала в данный момент времени.
Амплитудная огибающая спектра - кривая, соединяющая на графике амплитуды составляющих спектра.
АОИКМ - Адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция. См. ADPCM.
Аранжировка - переложение музыкального произведения для исполнения на др. инструменте или др. голосом, др. составом инструментов или голосов; облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте; гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Б


Баланс - отношение уровней сигналов в каналах.
Биения - возникают при наложении двух синусоидальных колебаний с близкими частотами. Они являются периодическими. Основная частота биений в этом случае равна разнице между частотами наложенных взаимодействующих синусоидальных колебаний.
Бинарное представление числа - представление числа в двоичной системе счисления, то есть в виде нулей и единиц.
Бинауральная запись  - двухканальная (стерео) аудио запись, предназначенная для воспроизведения через наушники (сигнал каждого канала направляется в соответствующее ухо). Таким образом достигается ощущение восприятия источников звука в их оригинальной позиции в пространстве.
Бинауральный эффект - способность человека и высших животных определять направление на источник звука. Из-за того, что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление.
Бит-поток - см. цифровой поток.
Битрейт - см. bitrate
Бифонический процессор - устройство, позволяющее получить бинауральный эффект при прослушивании бинауральной записи через колонки.
Бытовой шум - звук произвольного характера, нежелательный в данных условиях или для данного лица.

В


Волна - пространственное и временное изменение состояния среды, которое можно представить как однонаправленное ее перемещение. Существуют поперечные и продольные волны.
Волновая таблица - обычно, - MIDI-синтезатор, основанный на использовании таблично-волнового синтеза.
Время реверберации- время с момента выключения источника звука до уменьшения плотности акустической энергии или интенсивности звука до уменьшения плотности акустической энергии или интенсивности звука до одной миллионной доли от ее первоначального значения, т.е. до 60 дБ (стандарт DIN 52212).
Высота звука - зависит не только от частоты основного тона, но и от ряда дополнительных факторов, таких, как громкость, длительность и спектральный состав звучания. Высота звука сложного сигнала определяется самой низкой (основной) частотой, или присутствующей в самом сигнале, или обусловленной формой его огибающей кривой.

Г


Гармоника - простейшая периодическая функция, характеризующая гармоническое колебание, которая является составляющей сложного колебания, с частотой, кратной основной частоте (первой гармонике). В акустике и музыке гармонику называют обертоном.

Д


Давление звука - характеризует величину физического давления звуковой волны. Абсолютное звуковое давление удобно измерять в дБ в виду того, что, например, самый тихий звук, различимый человеческим ухом, соответствует величине давления 20*10-6 Па, самый громкий звук - 200000000*10-6 Па. Если производить сравнение этих величин просто находя их соотношение, то оно будет равно 10000000:1 Па, что очень неудобно. Для расчета абсолютного звукового давления в дБ пользуются формулой: P (dBspl)=20*lg(P/Pпор), где P - давление звука, Па; Pпор - пороговое давление слышимости (Pпор=20*10-6 Па); dBspl - sound pressure level in dB, т.е. уровень звукового давления в дБ.Мгновенное звуковое давление - давление в некоторой точке среды в какой-то момент времени за вычетом статического давления в этой точке.Пиковое звуковое давление - абсолютное максимальное мгновенное звуковое давление, возникающее в определенный период времени.
Декомпрессор - см. экспандер.
Декремент - основная величина при расчетах затухания. Декремент - характеристика быстроты затухания двух колебаний, следующих друг за другом в одну и ту же сторону.
Децибел (дБ) - относительная логарифмическая величина, численно характеризующая отношение двух физических величин. Обычно в децибелах измеряется амплитуда звука. Разница на 6 дБ означает разницу амплитуд в 2 раза, на 12 дБ - в 4 раза (то есть, если A1 - одна амплитуда, а A2 - другая, то разница в дециБелах X считается по формуле: X = 20*lg(A1/A2), когда lg - логарифм по основанию 10). За 0 дБ часто принимают или самый тихий слышимый человеком звук, или (в цифровом аудио) самый громкий звук, не выходящий за допустимый диапазон амплитуд.
Джиттер - см. jitter.
Дизеринг  - см. dithering.
Динамический диапазон - это диапазон наибольшего и наименьшего уровней сигнала. Измеряется в дБ. Расчет динамического диапазона проводится по следующей формуле: D=20*lg(Pmax/Pmin), где Pmax и Pmin - соответственно максимальное и минимальное значение звукового давления. Из практических соображений динамический диапазон принято рассчитывать как разность Pmax и Pmin. Предельный динамический диапазон, например, голоса, составляет примерно 57 дБ. Сигналы, имеющие слишком широкий динамический диапазон, могут вызывать перегрузки в аппаратуре. Особенно это касается различных устройств записи и оцифровки.
Дискретизация сигнала(во время оцифровки) -процесс получения значений амплитуды оцифровываемого сигнала в определенные промежутки времени (см. оцифровка сигнала).
Дистошн - см.distortion.
Длина волны - расстояние между двумя ближайшими точками волны, сдвинутыми по фазе на один полный период.
Драйвер  - управляющая программа, т.е. программа, вызывающая другую программу (или программы) и задающая ей параметры работы; программа, организующая взаимодействие физических устройств с BIOS и операционной системой.
Драйвер устройства - программная процедура (см. драйвер), управляющая конкретным устройством, например, дисковым накопителем, звуковой картой и проч.
Дуплекс, дуплексная связь - двусторонняя связь между двумя устройствами, при которой в каждом из них передача и прием сообщений могут вестись одновременно.

Е



Ж



З


Затухание - мера потерь энергии в колебательной системе при превращении одной формы энергии в другую.
Звук - механические колебания и упругие волны, распространяющиеся в твердых, жидких и газообразных средах, преимущественно в слышимых областях частот (16-20000 Гц).
Звукоизоляция - уменьшение воздействия звука благодаря установке отражающей (поглощающей) стенке между источником звука и местом воздействия.
Звуковая волна - звуковой волной называют процесс распространения переменного возмущения в упругой среде, а звуковыми колебаниями называют колебательные движения частиц среды под действием этого возмущения.
Звуковое давление - см. давление звука.
Звуковая мощность - см. мощность звука.
Звуковой отсчет - см. отсчет.
Звуковой редактор - программа, предназначенная для осуществления различных преобразований и монтажа аудио данных в цифровом виде.
Звукопоглощение - потеря звуковой энергии при падении звуковых волн, и их распространении в материальной среде.Коэффициент звукопоглощения материала - отношение поглощенной энергии к падающей энергии звука. Характеристика способности материала поглощать звуковые волны, изменяется от 0 до 1 (иногда измеряется в процентах от 0 до 100%). При нулевом коэффициенте звукопоглощения вся звуковая энергия отражена поверхностью материала. 1 - означает, что вся звуковая энергия поглощена материалом.

И


ИКМ - Импульсно-кодовая модуляция. См. PCM.
Интенсивность (сила) звука - отношение падающей на поверхность звуковой мощности к площади этой поверхности. Определяется как амплитудами всех частотных составляющих, так и числом источников, звучащих одновременно. Интенсивность звука измеряется в Вт/м2 или дециБелах и рассчитывается по формуле: I=P/S (Вт/м2) , где P - мощность падающей на поверхность звуковой волны (см. ниже); S - площадь поверхности. Чувствительность слуха в среднем подчиняется логарифмическому закону, то есть нарастание интенсивности звука в виде степенной функции воспринимается на слух как линейное (равномерное) увеличение громкости. Поэтому для оценки интенсивности звука удобно пользоваться логарифмической единицей, какой и является дециБел. При измеренииабсолютной интенсивности звука, за эталонное значение Z принимается уровень порога слышимости синусоидального сигнала с частотой 1000 Гц, что соответствует интенсивности 10-12 Вт/м2. Учитывая тот факт, что ухо человека различает относительное изменение интенсивности примерно на одну десятую часть Белла, то интенсивность принято оценивать в децибелах (дБ или dB): I (дБ)=lg(X/10-12)/10, где X – интенсивность звука, Вт/м2. В результате получается, что порог слышимости определяется интенсивностью равной 0 дБ (lg(10-12/10-12)/10=0), интенсивность шепота - около 35 дБ, интенсивность громкого голоса - около 90 дБ. Болевые ощущения возникают при интенсивности около 110-130 дБ.
Интерполяция - восстановление сигнала между отсчетами; отыскание промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям.
Интерфейс  - совокупность программных и аппаратных средств и протоколов, предназначенных для организации взаимодействия различных устройств.
Интерференция  - явление усиления колебаний в одних точках пространства и ослабления колебаний в других точках в результате наложения двух или нескольких волн, приходящих в эти точки. Интерференция волн возможна, если разность фаз волн постоянна во времени, т. е. волны когерентны. Интерференция волн действительна для волн любой природы и частоты.

К


Канал - совокупность устройств, предназначенных для передачи информации.
Канал прямого доступа  - см. DMA.
Квантование(во время оцифровки) - процесс замены реальных значений амплитуды сигнала приближенными с определенной точностью (см. оцифровка сигнала).
Ковокс - см. covox.
Когерентность - см. когерентные волны.
Когерентные волны (связанные волны) - волны одинаковой частоты, колебания в которых отличаются постоянной разностью фаз, не изменяющейся со временем.
Кодек - см. codec.
Колебание - изменение во времени величины по отношению к определенному выбранному ее значению.
Компандер - устройство или программа, предназначенная для сужения динамического диапазона звукового сигнала.
Компрессор - см. компандер.
Коэффициент звукопоглощения материала - см. звукопоглощение.

Л



М


Микрофон - электроакустический преобразователь, который реагирует на звуковые волны и вырабатывает эквивалентные электрические сигналы.
Микшер  -программный или аппаратный блок, предназначенный для регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах, а также для смешения сигналов.
Младший квант  - минимальный уровень квантования.
Многотембровость  - максимально возможное количество воспроизводимых одновременно инструментов.
Модуляция - изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс. Практическое значение имеет модуляция колебаний.
Мощность звука - характеризует общую звуковую энергию, излучаемую источником звука в единицу времени; измеряется в Вт (или dBm - децибел на милливатт). Мощность звука рассчитывается по следующей формуле: P (dBm) = 10 * lg (P/1 мВт), где P - мощность звука, измеренная в мВт (используется для измерения "электрической продукции" звукового оборудования). Некоторые конкретные источники звука можно характеризовать следующими приблизительными цифрами:
* Шепот - 10-9 Вт
* Разговор - 10-5 Вт
* Крик - 10-3 Вт
* Большой оркестр - 10 Вт
* Большой турбореактивный самолет - 105 Вт
Следует отметить, что для электроакустического преобразователя акустическая мощность меньше проводимой электрической мощности. К.п.д. громкоговорителя динамического типа невелик и составляет несколько процентов).
Музыкальный баланс - смысловая уравновешенность громкости звучания в общей звуковой картине: отдельных групп инструментов, солистов, действующих лиц в спектаклях. М.Б. зависит от правильной расстановки микрофонов, микширования, использования искусственной реверберации и частотной коррекции.Частичные параметры: cоответствие полученного результата: партитуре, сценарию спектакля, замыслу теле-, кинорежиссёра, реальному звучанию.Примеры недостатков: нарушение тембров отдельных инструментов, групп или голосов.
Мультитембровость - см. многотембровость.

Н


Непрерывный спектр - спектр волн, частотные составляющие которых распределены непрерывно в диапазоне частот.
Непрерывный шум - шум, интенсивность которого остается без изменений неопределенный период времени или заданный период времени.

О


Обертон - см. гармоника.
Октава - единица частотного интервала - определяется отношением 2:1. Октава равна интервалу между двумя частотами f1 и f2, логарифм отношения которых равен единице (log(f2/f1)=1), что соответствует различию частот f1 и f2 в два раза.
Октавная полоса - диапазон частот, при котором наивысшая частота вдвое больше самой низкой частоты.
Осциллятор - генератор чистых тонов (синусоидальных сигналов).
Отсчет  - численное значение амплитуды сигнала в определенный момент времени.
Оцифровка сигнала - фиксация амплитуды аналогового сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений; этот процесс в целом включает в себя два процесса - процесс дискретизации (осуществление выборки) и процесс квантования амплитуды сигнала по уровню (округление амплитуды до ближайшего целого числа).
Ошибка округления  - погрешность, возникающая при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня квантования. Причина возникновения шума квантования.

П


Панорамирование - управление уровнем сигнала в каналах, приводящее к изменению положения мнимого источника звука на стереопанораме.
Передискретизация - оцифровка сигнала с частотой дискретизации, превышающей исходную. Способ ослабления шума квантования.
Период - время, за которое совершается одно полное колебание.
Полифония - максимально возможное количество воспроизводимых одновременно простейших звуков (максимальное количество одновременно запущенных генераторов синтезатора).
Помехи - шумы (см. шум), мешающие полноценному восприятию звукозаписи.Частичные параметры: шумы акустические и электрические, помехи в цифровом тракте: щелчки, выпадение информации.
Порог слышимости - минимальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат человека начинает воспринимать звуковой сигнал. Порог слышимости звука для человека не остается постоянным с изменением частоты - чувствительность человеческого уха сильно зависит как от громкости звука, так и от его частоты. Например, порог слышимости сигнала на частоте около 3 КГц составляет приблизительно 0 дБ, а на частоте 200 Гц - около 20 дБ. Напротив, болевой порог слышимости мало зависит от частоты и колеблется в пределах 100 - 130 дБ.
Потоковое воспроизведение - воспроизведение аудио данных, не дожидаясь завершения их получения (передачи).
Прозрачность звучания - возможность временного и качественного различения отдельных источников в обшей звуковой картине.Частичные параметры: регистровая прозрачность звучания. Временная прозрачность. Разборчивость текста. Слитность звучания. Стереофоническое разрешение. Острота локализации, отображаемая ширина точечных источников звука.Примеры недостатков: перекрытия между отдельными звуковыми линиями (результат нарушения музыкального или акустического баланса).
Пространственное впечатление от звучания - это восприятие совместного действия источников звука и их пространственного окружения. П.В. характеризует связь между размером помещения и количеством исполнителей. Оценка П.В. включает ощущение звуковой перспективы в глубину и ширину. Взаимное соотношение: объёма помещения и размеров звучащего тела, музыкального содержания и акустических свойств студии.Частичные параметры: впечатление о размере помещения. Продолжительность реверберации. Соотношение прямых и отраженных звуков (акустический баланс). Акустическая атмосфера. Тембр пространственного звука. Объёмность звучания создаваемая многоплановостью звуковой картины.Примеры недостатков: многопространственность - звучание отдельных голосов (инструментов) расположенных как бы в разных помещениях, отличающихся акустикой. Искажение тембра простраственного звука. Нарушение акустического баланса.
Протокол - система параметров и форматов данных, используемых устройством.
Психоакустика - наука, изучающая психологические особенности восприятия звука человеком, а также влияние звука на человека.

Р


Реверберация - процесс затухания звука в помещении после отключения (прекращения действия) источника звука. Реверберация характеризуется временем реверберации. Также, под реверберацией подразумевают эффект звучания, заключающийся в кажущейся объемности, пространственности звучания, характерной для большого зала, где каждый звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. С помощью эффекта реверберации можно "оживить", например, фонограмму, сделанную с заглушенном помещении.
Резонанс - явление возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний системы. Характер резонанса существенно зависит от свойств колебательной системы.
Резонансная частота - частота резонатора, при которой колеблющаяся величина достигает своего максимального значения.

С


Секвенсор - устройство или программа, запоминающая последовательность введенных в нее звуков и позволяющая их воспроизведение (редактирование) с возможными изменениями параметров воспроизведения.
Сила звука- см. интенсивность звука.
Синтезатор - программа или устройство, предназначенное для синтеза (создания) звуковых сигналов.
Скорость звука - скорость распространения звуковой волны в пространстве.
Скорость обмена - число бит в секунду, проходящее по каналам передачи при обмене данными.
Слот - разъем, расположенный на плате и служащий для подключения к ней дополнительных устройств.
Сон - громкость ощущаемая типичным слушателем, при подаче чистого тона частотой 1000 Гц, имеющего уровень звукового давления 40 дБ.
Спектр - см. акустический спектр.
Старший квант - максимальный уровень квантования.
Стерео база - расстояние между двумя мнимыми источниками звука на стерео панораме.
Стереовпечатление – это ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания. Стереофонический баланс.Частичные параметры: ширина звуковой картины (стерео база), угол слушания, распределение направлений, стереофоническое равновесие.Примеры недостатков: суженная звуковая картина, провал середины, замена сторон, недостаточное переходное затухание, противофаза между каналами или микрофонами.
Стоячие волны - возникают в результате интерференции между двумя волнами, движущимися в противоположных направлениях, с равными длиной, частотой и амплитудой. Амплитуда стоячей волны постоянна в любой точке; узлы колебаний (нулевая амплитуда) и пучности (максимальная амплитуда) совпадают. Стоячие волны возникают при отражениях волн от преград при условии, что волновое сопротивление среды значительно отличается от волнового значения отражателя.
Сэмпл - отрезок (часть) аудио данных в цифровом виде.

Т


Трекер - музыкальный редактор, использующий в качестве инструментов цифровые аудио данные, загружаемые в оперативную память компьютера.
Трекерный модуль - файл определенной структуры, хранящий партитуру и инструменты (сэмплы) для использования в соответствующем трекере.
Тембр звучания – это ощущение характерности звучания отдельных источников звука или их групп. Частотный спектр и характер звучания основного тона и обертонов. Оптимальное воспроизведение поля прямого звука и частотного спектра пространственных звуков.Частичные параметры: тембральное равновесие, амплитудно-частотная и фазо-частотная характеристика, различные виды искажений, нелинейные искажения, переходные процессы, впечатление присутствия.Примеры недостатков: источники искажений тембра (микрофоны, звуковой тракт, контрольные агрегаты, головные телефоны)

У


Ультразвук - механические колебания, находящиеся выше области частот, слышимых человеческим ухом.

Ф


Фаза - состояние колебательного процесса в определенный момент времени.
Физиологическая акустика - наука, изучающая устройство и функции звукоизлучающей и звуковоспринимающей систем человека и животных.
Фильтр - устройство или программа, осуществляющая фильтрацию звуковых сигналов. Аппаратные фильтры могут быть пассивные - не требующие источников питания, активные - требующие источников питания, цифровые - основанные на цифровой технике.
Фильтрация - преобразование звукового сигнала в результате которого происходит усиление или ослабление отдельных частотных областей спектра сигнала.
Флэнжер (от англ. "flange" - фланец, кайма) - эффект звучания, достигаемый путем наложения на сигнал сдвинутых по времени (с небольшой задержкой) и модулированных его же копий. Часто эффект реализуется с циклически изменяющейся временной задержкой. Результатом применения эффекта является плавающий звук с биениями частот или хор с измененными тембрами копий основного сигнала. При определенном соотношении задержек, частоты и глубины модуляции возможно получение эффекта, напоминающего восприятие гудка проезжающего мимо слушателя паровоза. В аналоговых устройствах флэнжер достигается путем пропускания сигнала через гребенчатые фильтры. А обнаружен этот эффект был чисто случайно, когда два магнитофона одновременно воспроизводили одну и ту же запись в одном из них случайно задели ведомый ролик пленки (фланец), то есть фактически задержали скорость воспроизведения. От смешивания двух фонограмм возник эффект плавания звука. Этот эффект удивил звукоинженеров своей новизной и в последствии флэнжер стал широко использоваться при обработке музыкальных композиций.
Фэйдер - орган управления параметрами физического или виртуального устройства (регулятор, движок, ползунок, ручка).
Фэйзер - (от англ. "phase" - фаза) - эффект звучания, основанный на смешивании входного сигнала с его копиями, сдвинутыми в пределах фазы сигнала. Вообще говоря, сдвиг по фазе аналогичен сдвигу во времени на доли миллисекунд. Может применяться сдвиг по фазе не на фиксированные значения, а изменяющийся по какому-то фазомодулирующему закону. В результате такой эффект может восприниматься на слух как "качание" частот, то есть приглушение то одних, то других. В случае обработки стерео сигнала частоты могут "переплывать" из одного канала в другой. В аналоговой технике для получения фэйзера прибегают к использованию фазовращателей.
Фон - фоном называется единица уровня громкости. Уровень громкости звука составляет n фон, если средний слушатель оценивает его как равный по громкости тону с частотой 1000 Гц и уровнем давления в n децибел. Фон в качестве уровня громкости, так же, как и децибел, не является единицей измерения, а представляет собой двадцатикратный десятичный логарифм отношения звуковых давлений.
Форманта - области наибольшей энергии в спектре голоса или музыкальных инструментов. Форманты определяют характерный тембр инструмента, голоса.
Формат файла - способ (метод) и структура хранения информации в файле.

Х


Хорус  (от англ. "chorus" - хор) - см. chorus.

Ц


Цикл - последовательность значений периодической величины за период.
Цифровой поток - последовательность (блок) аудио информации в цифровом виде.
Цифровой сигнальный процессор - специализированный процессор, ориентированный на осуществление высокоскоростных преобразований над звуковыми сигналами. Используется в звуковых картах, модемах и других устройствах.

Ч


Частота - частотой функции, периодической во времени, называют величину, обратную периоду.
Частота колебаний - число полных циклов колебаний за одну секунду.
Частотная составляющая спектра - синусоидальное колебание определенной частоты.
Чистый тон - см. частотная составляющая спектра.

Ш


Шум - звук, в котором отсутствует или неявно выражена тональность. Известные разновидности шумов:белый шум (шум Джонсона) - имеет спектр с приблизительно постоянной спектральной плотностью на всей его протяженности;розовый шум -егоспектр имеет спектральную плотность, уменьшающуюся на 3 дБ с каждой последующей октавой (спектральная плотность обратно пропорциональна частоте);оранжевый шум - квазипостоянный шум с конечной спектральной плотностью, спектр такого шума имеет полоски нулевой энергии, рассеянные на всей его протяженности, такие полоски находятся около частот, соответствующих музыкальным нотам;зеленый шум -подобен розовому шуму с усиленной областью частот в районе 500 Гц;синий шум - его спектральная плотность увеличивается на 3 дБ с каждой последующей октавой (спектральная плотность пропорциональна частоте);фиолетовый шум - дифференцированный белый шум, его спектральная плотность увеличивается на 6 дБ с каждой последующей октавой (спектральная плотность пропорциональна квадрату частоты);серый шум -спектр такого шума имеет график, аналогичный графику психоакустической кривой порога слышимости, это значит, что для слухового аппарата человека этот шум имеет одинаковую громкость на всем слышимом диапазоне частот;коричневый шум - его спектральная плотность уменьшается на 6 дБ с каждой последующей октавой (спектральная плотность обратно пропорциональна квадрату частоты);черный шум - определений этого шума существует достаточно много, одно из них: черный шум есть сверхзвуковой белый шум, такой шум имеет постоянную конечную спектральную плотность за пределами порога слышимости (20 Кгц). Также см. бытовой шум.Широкополосный шум - шум, энергия которого распределяется в широком диапазоне частот (более одной октавы).
Шум дробления - см. шум квантования.
Шум квантования - шум, подмешивающийся к звуковому сигналу при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня.

Щ



Э


Эквалайзер - устройство или программа, предназначенная для фильтрации звукового сигнала.
Экспандер - устройство или программа, предназначенная для расширения динамического диапазона звукового сигнала.
Эмулятор - аппаратные или программные средства для выполнения программ, записанных в системе команд другого устройства (вычислительной машины). Программа, выполняющая функции, обычно реализуемые некоторым внешним устройством.
Эмуляция - выполнение устройством (вычислительной машиной) программ, записанных в системе команд другого устройства (вычислительной машины)
Эффект-процессор - программный или аппаратный блок, построенный на использовании DSP и предназначенный для наложения на сигнал звуковых эффектов (эхо, реверберация и проч.).
Эхо - отраженная с задержкой во времени волна.

Ю



Я


4 августа 2008, Метки: MIDI, Голосов: 6, Просмотров: 6246, Комментариев: 0
Комментарии:




* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля



© FDSTAR, 2007-2017. При использовании материалов - прямая ссылка на FDSTAR.COM обязательна. 0,0227 секунды