Балалайка, как музыкальный инструмент Литература » Статьи

Балалайка, как музыкальный инструмент (Балалайка - русский народный музыкальный инструмент)


Балалайка, как музыкальный инструмент (Балалайка - русский народный музыкальный инструмент)Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.
Одними из первых были выдающийся скрипач И. Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы Лавровский...
Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький...
Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким:
«...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».
С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов.
Балалайка, как музыкальный инструмент (Балалайка - русский народный музыкальный инструмент)
Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...»
После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу.
Балалайка, как музыкальный инструмент (Балалайка - русский народный музыкальный инструмент)
Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе.
В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906—1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали.
С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».
В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...».
Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов.
Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался.
Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

Заслуженный артист России,
председатель Российского Клуба музыкантов - народников ЦДРИ ,
артист Квартета "СКАЗ"
Дмитрий Белинский

17 мая 2008, Голосов: 30, Просмотров: 10883, Комментариев: 2
Комментарии:




* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля



Комментариев: 2
2008-07-08 15:30:47 » Инна
и где комментарий? написала, что понравилась статья и о Вашем сайте
2008-07-08 18:35:33 » FDSTAR
спасибо, большое за приятные слова. Комментарии на сайте не модерируются - при добавлении комментария, он появляется мгновенно. Возможно, при добавлении комментария, Вы не нажали кнопку отправить

© FDSTAR, 2007-2017. При использовании материалов - прямая ссылка на FDSTAR.COM обязательна. 0,022 секунды