Что такое стильная запись? Литература » Статьи

Что такое стильная запись? (Звукозапись)

Звукозапись существует уже достаточное количество времени, чтобы в этой области появились некие стандарты и устои. Понятие "грамотной" записи может включать в себя различные параметры точной звукопередачи записываемого. Соблюдение существующих стандартов очень важно. Это определено достаточной степенью несовершенства носителей и другими параметрами даже самой современной техники звукопередачи, не говоря уже о том, что условия прослушивания, как правило, оставляют желать лучшего.

Кроме технических параметров, конечно же, очень важна музыкально-художественная сторона. В это понятие уже входит не только обеспечение точной передачи звуковой информации, но и творческая работа, как самих музыкантов, так и продюсеров, и звукорежиссеров.

Успешное выполнение этих двух задач (технической и художественной) дает возможность оценить запись как "хорошую".

Стильная же запись - вещь достаточно неоднозначная. Безусловно, это понятие относится к эмоциональной стороне восприятия произведения. Выдержать стиль альбома, не говоря уже о целом проекте, удавалось немногим. Назову несколько примеров, которые, на мой взгляд, относятся к таковым: Принц (Prince), Сил (Seal), Джамироквай (Jamiroquai), Джино Ваннелли (Gino Vannelli).К сожалению, стильные альбомы встречаются достаточно редко, обычно духу хватает на одну - максимум три композиции.

Так как основные творческие задачи ставит продюсер, а музыкант и звукорежиссер, каждый со своей стороны, их выполняют, во многом успех зависит от него. Каждый продюсер, начиная новый проект, старается создать что-то совершенное, будь то стопроцентный новый шлягер или запись классического произведения. Вначале появляется идея, достаточно размытая в плане задач и путей и выполнения, но максимально выражающая ту эмоциональную реакцию, которую конечный продукт должен вызвать у слушателя. Затем начинается разработка плана действий - желательно, чтобы в этом участвовали все заинтересованные стороны: продюсер ставит задачи в целом, музыкант вносит свои художественные идеи, звукорежиссер продумывает возможные пути воплощения предложенного.

И только полная самоотдача всех участников проекта может дать достойный результат.

Определенность в каждом последующем шаге дает больше шансов не потерять в конечном результате изначальную идею. Выбор помещения, аппаратуры, требуемой для записи, инструментов для исполнителя, подбор сессионных музыкантов, если таковые требуются, - это еще не все.

Создать правильную атмосферу в студии, достаточно теплую и дружескую, но при этом максимально продуктивную в рабочем плане - задача и звукорежиссера, и продюсера.

Технически невыполнимых задач в наше время уже почти не осталось. Компьютерные программы и современные приборы обработки звука позволяют не только украсить изначально полученный сигнал, но и изменить его до неузнаваемости, что зачастую работает не в худшую сторону.

Ярким примером тому, я считаю, служит один из последних хитов в исполнении американской актрисы и певицы Шер "Веришь ли ты...", в которой с помощью autotune партия вокала приобрела яркость и колорит. Такой оригинальный подход к обработке, по-моему, подходит под понятие "стильной записи". Сразу же хочу отметить то чувство меры, с которым используется описанный выше прием. Это не исправление плохо спетой в интонационном отношении партии - нет, это именно спецэффект.

Хорошие идеи в хитах зарубежных исполнителей, конечно, не могут пройти незамеченными нашими "поп-кумирами". Фраза "а сделай мне так, как у ..." не оставляла наши студии и вряд ли оставит. Хорошо, "сделать как у..." - не проблема, но зачем же превращать хорошую идею в абсурд? Подразумеваю в данном случае песню О. Газманова "Улетая, таю...", где autotune использован по всей песне безостановочно, даже в третьей части, где происходит смена материала, характера фонограммы, даже вокальной подачи - но не обработки, которую как будто включили, да и забыли выключить... Сохранить чувство меры - это порой самая сложная задача.

Мода и стиль - не одно и то же. Мода проходит, изменяется, а стиль остается.

Но далеко не только применение наисовременнейших технологий придает записи стильность. Пример Ленни Кравица тому лучшее доказательство. Его альбом "Цирк" записан практически по технологии 60-х годов: использованы ламповые приборы, микрофоны и пульт - а все звучит живо, современно, но очень даже стильно, как и все его альбомы.

Запись альбома "Цирк" производилась на аналоговый 8-канальный магнитофон, причем барабаны записаны на одну дорожку, никакой современной обработки - зато применение самых банальных приемов, таких как перегрузка, задержка, хорус или флэнджер, игра с фазой не только на сведении, но и при записи. К примеру, основной гитарный рифф в восьмой композиции явно записан как минимум двумя микрофонами, причем, об их фазовой совместимости говорить сложно. Необычно и очень оригинально звучание барабанов, струнных и вокала в седьмой композиции, где все вышеперечисленные инструменты пропущены через некий диковинный флэнджер и поэтому, даже не находясь на первом плане, звучат ярко и разборчиво. Пример звучания барабанов в третьей композиции альбома "Are you gonna go my way" ("Пойдешь ли ты со мной") показывает, насколько усиливает перегрузка и компрессия плотность и напористость звучания ритм-секции, давая возможность, по контрасту, сделать вокальную партию максимально мягкой. Возможно, тот, кто прослушает эти альбомы внимательно, найдет в них некоторые технические недочеты с точки зрения стандартов звукозаписи, но в подавляющем большинстве все эти "нестандартности" и "непричесанности" работают на создание яркого эмоционального образа, без которого не могло бы быть "дикого и нежного" Ленни.

Не бояться преступить "законы" ради яркости и необычности, не опустившись при этом до непрофессионализма, - порой самая сложная задача. Но - "кто не рискует, тот не пьет шампанское". Мне часто приходится сталкиваться с просьбой придать тому или иному инструменту какую-нибудь необычную краску или попытаться изменить каким-то образом партию инструмента так, чтобы "звучало". И не надо бояться высказывать вслух то, что приходит в голову в первый момент. Ведь обычно просьбы эти появляются тогда, когда ты, проработав уже некоторое количество часов, понимаешь, что имеешь не так уж и много свободных приборов обработки - и решение требует изобретательности. Под горячую руку может попасть какая-нибудь гитарная педалька, случайно оставленная или заранее взятая на прокат у знакомого гитариста, или же комбик, стоящий без дела в тон-зале. А если это эффект "лесли" - партии гитар, бэк-вокалов, духовых инструментов могут приобрести новую окраску и освежить фонограмму.

Пример тому - партия духовых в песне "Желтый герб" группы "Квартал" с последнего их альбома "Мир розовых кукол" (автор статьи - звукорежиссер этого альбома - прим. ред.), где к прямому сигналу подмешан сигнал с комбика, который окрашивает и значительно уплотняет звучание всего двух инструментов: тромбона и трубы. В моей практике есть несколько примеров применения колонки "лэсли", но, к сожалению, пока ни альбом группы "Черный обелиск", где в песне "Билет на ту сторону" этот эффект использован на гитаре, ни новый альбом группы "Детский панадолл", где в песне "Кали" лэсли использован на бэк-вокале, еще не вышли - должны выйти осенью.

Что же делать, когда просят изменить партию, чтобы зазвучала? Я постоянно работаю с ансамблем "4:33" и Алексеем Айги, человеком невероятно открытым к любым новшествам. В последнем его творении, музыке к балету Александра Пепеляева под названием "Рука. Секунда" в первой композиции было прописано две дорожки барабанов: непрерывное тремоло малого барабана и басового том-тома. Слушать это в течение пяти минут совершено невозможно. Требовалось некое оригинальное решение, и оно не заставило себя долго ждать. Я предложила ритмически структурировать эти дроби и показала, что именно можно попробовать сделать. Всем понравилось, только вот долгий процесс нажатия и отжатия кнопок "cut" и "uncut" был достаточно утомителен, даже на автоматизированном пульте…

Несколько слов о современной тенденции "одомашнивания" звукозаписи...

Нынешняя ситуация на рынке музыкальных технологий разительно отличается от той, в которой привыкли жить и работать звукоинженеры и звукорежиссеры старшего поколения. Раньше для записи требовалось определенное количество дорогостоящей аппаратуры, которую можно было разместить только в достаточно большом помещении, причем стационарно, и о возможности все это иметь у себя дома музыкантам и композиторам даже не приходило с голову. Каждая запись, конечно же, являлась праздником для всех причастных к ней людей, при этом степень ответственности за качество просто не сравнима с нынешней. Современные технологии позволяют исправлять почти любые ошибки записи во время сведения, а ошибки сведения - во время мастеринга. Да простят меня коллеги, не любящие исправлять чужие ошибки!

Так вот, разместить STM в пятиметровой кухне или даже в двадцатиметровой комнате не представлялось возможным, не говоря уже о какой-либо более серьезной аппаратуре. Многоканальные аналоговые магнитофоны и пульты достаточно громоздки, они требуют особых условий содержания, к примеру, температурный режим и тому подобное. С появлением цифровой записи картина поменялась кардинально. Каждый, кому не лень, может приобрести цифровую виртуальную студию по вполне доступной цене и творить дома, не вставая из-за компьютерного стола. Количество записей, произведенных в домашних условиях, растет, и, я думаю, будет расти с развитием технологий и падением цен на них.

Что же касается качества, то тут возникает дилемма. Далеко не каждый, способный приобрести качественную аппаратуру, способен прочитать необходимое количество литературы по ее применению и стандартам записи. На Западе издается множество книг и учебных видеокассет, в которых описываются не только технический тракт, но и некоторые особенности расстановки микрофонов, специфика работы с исполнителем, полезные советы от "мэтров", и какие-нибудь интересные оригинальные приемы нестандартного использования приборов обработки. Русскоязычной литературы по практической звукорежиссуре я пока не встречала.

Количество ошибок, допускаемых в записи в домашних условиях, не поддается подсчетам, но стремление сделать все самим и недорого побеждает. Так, на Западе уже несколько лет существует тенденция использования студии, профессионального звукорежиссера и инженера, только на сведении. Материал записывается на репетиционной базе или дома, поскольку совместимость носителей уже не проблема. Лично мне было бы очень интересно поработать и с таким материалом. Относительно "живых" коллективов, могу сказать лишь, что, по-моему, запись барабанов все-таки требует хорошего специального помещения, хотя и не для любого стиля. Нынче даже в моде так называемое "гаражное" звучание, чуть грязноватое, но максимально эмоциональное.

В студии, к сожалению, не всегда удается создать раскованную обстановку, поэтому иногда мальчишки дома умудряются сделать такую запись, которая в студии у них бы не получилась. Здесь основным фактором является психологическое состояние спокойствия и привычности обстановки для музыканта. В этом состоянии они способны на эмоциональные подвиги.


Что же касается современных молодежных электронных направлений в музыке, то здесь сам Бог велел делать все дома. Тратить столько студийного времени на проект, сколько эти "творцы" тратят дома, колдуя над оригинальностью звучания, позволить себе никто не может. Зато сводить такие композиции, где все партии выверены и нет того самого, что нужно "исправить на миксе" - истинное удовольствие. Недавно, в конце весны этого года, мне довелось работать над новым альбомом московского коллектива Moscow Grooves Institut под названием "Пицца". Вся основная работа была проделана на их собственной домашней студии, кроме записи вокала и некоторых басовых партий, которые мы доделывали в студии "Космос". Там же и производили сведение. Я бы не сказала, что эта студия - суперпрофессиональная, но в ней все сделано специально для такого рода проектов. Эта студия цифровая, со всеми возможностями автоматизации, современными приборами, плюс наличие аналоговых ламповых устройств динамической обработки, что дает возможность чуть отойти от жесткости звучания "цифры" или использовать как контраст мягкость звучания лампы на отдельных партиях.

На мой взгляд, в музыке такого рода стильность, конечно же, очень зависит от того, что музыканты "нарулят" дома, но, придав материалу правильную динамику, спектральную прозрачность, яркость и индивидуальность обработки различных партий, повысив их разборчивость, можно достичь хорошего результата. Простор для творческой деятельности, в том числе и звукорежиссера, в этих музыкальных стилях и студийных технологиях очень широк.

Нестандартность подходов к решению задач звукозаписи - это стильно, но не могу не отметить высококачественные, но достаточно однообразные записи Боба Клирмаунтена (Bob Clearmountain). Все эти малые барабаны с обработкой типа gated reverb, "летящие" гитары и клавишные, с обязательной постановкой вокала на первый план - это один определенный стиль. Он отражает достижения американской звуковой индустрии за годы ее существования.

Для примера, послушайте что-нибудь из Пола Янга, Брайана Ферри, Брюса Спрингстина или Брайана Адамса. Малый барабан может кочевать из песни в песню, а "картинка" не поменяется.

Создать современную стильную запись - это значит:

- суметь грамотно организовать процесс с самого начала,
- с полной самоотдачей искать пути творческого воплощения идей,
- знать все законы и стандарты звукозаписи, и дерзко ломать их - но так, чтобы выглядело достаточно убедительно.

А убедительно - это когда допущенные вольности являются не чем иным, как "суперстильным" и оригинальным решением задачи - раскрыть эмоциональную сторону задуманного проекта.

Автор: Софья Кругликова
Год: 1999
А ведь ничего не изменилось.

Голосов: 1, Просмотров: 4248, Комментариев: 0
Комментарии:




* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля



© FDSTAR, 2007-2024. При использовании материалов - прямая ссылка на FDSTAR.COM обязательна. 0,0092 секунды